ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Главная >> Йога

Яма - понятие и принципы ямы в системе йоги

Яма

Прежде чем приступать практике йоги, следует освоить её основные философские принципы. Вопреки распространённому мнению, йога - это не только и не столько комплекс физических упражнений, сколько особый тип мировосприятия. И это необходимо обязательно учитывать, если вы решили с ее помощью изменить свою жизнь. Согласно индийской философии, человек существует на пяти уровнях:

  1. анна-майя-коша - физическое тело, которое видимо каждому;
  2. прана-майя-коша - энергитические потоки, внутренний энергетический резерв организма. Именно на этом уровне осуществляется управление физическим телом;
  3. мано-майя-коша - сознание, подсознание и память. Этот уровень существования воздействует на предыдущий;
  4. виджняна-майя-коша - разум и интуиция;
  5. ананда-майя-коша - истинная сущность человека, стремящаяся к единству Божества, сознания и блаженства.

Существует два основополагающих принципа, на которых строится вся система йоги, - это яма и нияма.

Яма - это, своего рода, этический кодекс йоги, который необходимо соблюдать приступая к занятиям. Пять принципов ямы помогут вам обрести гармонию с окружающим миром и с самой собой. На какое-то время вам может показаться, что соблюдение этих моральных принципов отвлекает вас от непосредственной практики йоги. Однако это совсем не так. Яма необходима для того, чтобы сосредоточить вашу физическую и психическую энергию в нужном направлении. Принципы ямы представляют собой, своего рода, защитные механизмы. При выполнении упражнений высвобождается большое количество психической энергии, и если не знать куда её направить, можно нанести серьёзный вред своему психическому здоровью. Пять основных принципов ямы таковы:

  1. ахимса - принцип ненасилия. Эта заповедь предписывает воздерживаться от насилия в отношении любого существа. Однако не совершать зла ещё недостаточно, необходимо отказаться также от желания совершать насилие;
  2. сатья - принцип правдивости, который должен соблюдаться как в отношении в слов, так и в отношении мыслей;
  3. астея - принцип воздержания от воровства. Этот постулат предписывает отказ от стремления обладать чужим имуществом;
  4. брахма-чарья - принцип воздержания. Он призывает контролировать свое половое влечение;
  5. апариграха - принцип неприятия даров. Этот принцип предполагает отказ от незаслуженной материальной награды, от стремления к материальному обогащению.

Помимо этого, существует еще шесть дополнительных принципов ямы, которые должны соблюдать те, кому удалось обуздать свои низменные инстинкты:

  1. каруна - принцип сострадания;
  2. абхая - принцип безопасности;
  3. майтри - принцип дружелюбия;
  4. акродха - принцип незлобивости;
  5. атмията - принцип единства;
  6. мудита - принцип восторга.

Следует рассмотреть пять главных заповедей ямы подробнее. Важно понять, что индийская философия уделяет особое внимание мотивам, то есть внутренним побуждениям человека, его мыслям и сознанию. Первое время такая перестройка мышления может вызвать у человека европейской системы ценностей некоторые трудности. Но с практикой, понимание необходимости соблюдения этих установок придёт само собой и не будет отягощать в повседневной жизни.

Ахимса. Это, пожалуй, самая главная яма на первом этапе. Ведь принцип ненасилия распространяется на все сферы вашей жизни и деятельности, и, поэтому здесь необходим строгий контроль. Обращаясь к йоге, вы хотите наполнить свою жизнь новым смыслом, но, не соблюдая моральных предписаний, сделать это невозможно. Ведь для того, чтобы наполнить сосуд водой, сначала нужно заткнуть в нем дыры. Этот первый закон направлен на то, чтобы избавиться от всех отрицательных черт вашего характера, и только после этого можно развивать добродетель. Каждый постулат способствует тому, чтобы вскрыть истинную сущность человеческой души, которая, по мнению йогов, изначально добра и чиста. Яма помогает счистить спой грязи и пыли, скрывающий истинные драгоценности вашего внутреннего мира. Постоянные занятия йогой помогают преодолеть недостатки и обрести новое видение мира.

Сатья. Это запрет на неправду. Он подразумевает, что человек не лжет не только в словах, но и в мыслях. Высший уровень развития подразумевает; что человек не способен искажать истину. Сатья говорит о том, что словом можно вылечить, а можно и убить. Именно поэтому индийские аскеты пребывают в мауне, то есть постоянно молчат. Когда человек научится владеть своими словами и мыслями, когда из его уст будут исходить только слова истины, тогда он станет всемогущим: его слова начнут порождать события.

Астея. Эта яма предполагает, что человек отрешился от всех материальных проблем. Иными словами, целью жизни для него становится духовное развитие, а не приобретение материальных благ, почестей и славы. Девиз такого человека: "Пусть приходит то, что приходит само». Астея раскрывает тайну внутреннего спокойствия - это отказ от суетных желаний. Когда вы будете медитировать, то скажите себе: «Я не обладаю материальными благами - я свободен! Я никем не владею - я свободен! Я совершенен, как совершенен наш Создатель, и так же свободен». Главное, чему учит эта яма, - самодостаточность.

Брахма-чарья. Этот принцип заключается в том, чтобы развивать в себе духовное начало и преодолевать эгоистичные и плотские устремления. Надо жить так, чтобы контролировать свои желания и не позволять им брать вверх над разумом. Брахма-чарья учит находить наслаждение не вовне, а внутри себя, то есть получать радость от духовного самосовершенствования, от собственного существования. Чтобы было понятнее, можно привести один исторический анекдот про Бернарда Шоу. Как-то он пришел на светский прием и сел в уголке, не присоединяясь к обществу. К нему подошла хозяйка и спросила: «Наслаждаетесь сами собой?». Шоу ответил ей с улыбкой: «Это всё, чем я наслаждаюсь».

Апариграха. Эта яма подготавливает человека к восприятию следующей ступени йоги - ниямы. В процессе постоянных медитаций и упражнений человек должен понять, что на этом свете ему ничего не принадлежит, потому что все - во власти Божьей. Этот последний принцип учит слиянию с Высшим разумом. Именно в этом и заключается основной смысл йоги.

По материалам Елены Разумовской