ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Главная >> Травматология

Расстройства мышления при травмах головного мозга

Расстройства мышления

Одной из важнейших когнитивных функций, страдающих при травме головного мозга является мышление - высшая форма активного отражения действительности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании человеком существенных связей и отношений вещей. Возникая в процессе общественно-производственной деятельности, мышление протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплён и обобщён социально-исторический опыт человечества.

Опираясь на чувственное познание, мышление преобразовывает его, позволяя получить знание о свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению или восприятию. Тем самым мышление значительно расширяет познавательные возможности человека.

Расстройства мышления при черепно-мозговых травмах

У больных, перенесших травму головного мозга, могут нарушаться разные стадии процесса мышления. Характер расстройств мышления определяется локализацией очага поражения и отражает нарушение определённого аспекта интеллектуальной деятельности. Наиболее типичное для черепно-мозговых травм вовлечение в патологический процесс передних отделов обоих полушарий мозга приводит к аспонтанности, инертности, снижению критики к своему состоянию.

Особое значение в придаётся повреждению лимбической системы. В настоящее время выделяют две антагонистические (в отношении эмоций) части лимбической системы:

Повреждение медиальной лимбической системы характеризуется психической и моторной гипоактивностью (акинезия, мутизм, апатия, безынициативность, псевдодепрессия, снижение вербальной памяти). Повреждение базолатеральной системы приводит к гиперактивности, сексуальной расторможенности, асоциальному поведению и др.

При всём разнообразии форм нарушения операционной стороны мышления они могут быть сведены к двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. Первый вид расстройства мышления состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

При выполнении экспериментального задания такие больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые являются наиболее существенными и обобщающими. Особенно ярко этот вид патологии выявляется с помощью методики классификации предметов.

Если суждения больных со снижением уровня обобщения не выходят за пределы единичных, но все же существенных связей, то у больных с искажением процесса обобщения суждения отражают лишь случайную сторону явлений. При решении экспериментальных заданий ими выделяются частные признаки и свойства, не отражающие ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Исследование некоторых форм патологии психики выявляет возможность расстройства мотивационного компонента мышления. При таких нарушениях мышления, как разноплановость, резонерство и снижение критичности, у больных теряется устойчивость объективного знания явлений. В качестве существенного для них выступает то, что соответствует парадоксальным установкам больного, а не конкретным жизненным целям, мотивам человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.

Источники:
1. Черепно-мозговая травма (клиника, лечение, экспертиза, реабилитация) / В.Б. Смычек, Е.Н. Пономарева. - Мн., 2010.
2. Большая медицинская энциклопедия, - М., 1984.