ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ОБЪЯВЛЕНИЯ

Главная >> Реаниматология

Отравление фосфорорганическими соединениями

Отравление ФОС

Опубликовано: 12.03.2015 | Ключевые слова: отравление, фосфорорганические соединения, симптомы, первая помощь.

Фосфорорганическими соединениями (ФОС) называют органические вещества, в состав которых входит фосфор. В следствие выраженной липофильности фосфорорганические соединения быстро всасываются при любом пути введения (в том числе при накожном нанесении). Механизм действия ФОС заключается в ингибировании фермента ацетилхолинэстеразы, инактивирующего нейромедиатор ацетилхолин (см. Антихолиэстеразные средства).

К фосфорорганическим соединениям, помимо ряда лекарственных препаратов (армин), относится большая группа средств, предназаначенных для уничтожения насекомых (инсектицидов) - хлорофос, карбофос, дихлофос и др., высок риск отравления и бытовыми ФОС.

Следует упомянуть и препараты, используемые в сельском хозяйстве: фунгициды, гербециды, дефолианты и др. Также к необратимым ингибиторам ацетилхолинэстеразы относятся такие боевые отравляющие вещества (фосфорорганические отравляющие вещества - ФОВ), как табун, зоман и зарин.

Симптомы отравления фосфорорганическими соединениями

Отравления антихолиэстеразными веществами (обратимого и необратимого действия) имеют сходную симптоматику. Картина отравления фосфорорганическими соединениями обусловлена возбуждением М- и Н-холинорецепторов эндогенным ацетилхолином. Первыми симптомами отравления являются миоз, гиперсаливация, ослабление сердечной деятельности и прогрессирующее затруднение дыхания вследствие бронхоспазма. Затем развивается кратковременное торможение ЦНС, сменяющееся приступами судорог. Поскольку в судороги вовлекается дыхательная мускулатура, возникает аноксия (нарушение дыхания с кратковременной его остановкой).

Начальное повышение артериального давления сменяется острой гипотонией. В результате возбуждения холинорецепторов желудочно-кишечного тракта возникают его спастические сокращения, рвота, понос, боли в животе. При отсутствии специализированной медицинской помощи наступает смерть в результате паралича дыхательного центра.

Первая помощь при отравлениях ФОС

Острые отравления фосфорорганическими соединениями требуют безотлагательного вмешательства врача и включают следующие мероприятия:

Источники:
1. Лекции по фармакологии для высшего медицинского и фармацевтического образования / В.М. Брюханов, Я.Ф. Зверев, В.В. Лампатов, А.Ю. Жариков, О.С. Талалаева - Барнаул : изд-во Спектр, 2014.