Солнечный ожог кожи развивается даже в темноте

Опубликовано 20.02.2015 | Ключевые слова: солнечный ожог, профилактика, ультрафиолетовый, салярий.

Солнечный ожог

Зайдя в тень после отдыха в лучах солнца можно почувствовать прохладу, однако клетки кожи переживают настоящее солнечное похмелье, которое длится в течение нескольких часов. Солнечный ожог продолжает развиваться.

Большая часть повреждений кожи, вызванных воздействием ультрафиолетового (УФ) излучения, - так называемый солнечный ожог - возникает спустя несколько часов после пребывания на открытом солнце. Разрушающее действие солнечного света продолжается даже когда человек находится в полной темноте, считают исследователи из Йельского университета. Их выводы были опубликованы в журнале Science.

Воздействие ультрафиолетового излучения солнца (или солярия) может привести к повреждению ДНК меланоцитов - клеток, вырабатывающих пигмент меланин, который придаёт коже её цвет. Известно, что солнечные ожоги являются основной причиной рака кожи, одной из наиболее распространенных форм рака. В прошлом эксперты считали, что меланин предохранят кожу, блокируя действие вредного ультрафиолетового излучения. Однако результаты недавнего исследования показывают, что меланин также способен вызывать повреждения клеток кожи.

Высокий уровень меланина у темнокожих людей ассоциируется с защитой от меланомы, поскольку этот пигмент поглощает энергию ультрафиолетового излучения, не давая ей вызывать повреждение ДНК в клетках кожи. Но исследователям удалось обнаружить ещё одну роль меланина. Учёные показали, что в клетках кожи мыши и человека продолжительное вредное воздействие ультрафиолетовых лучей также зависит от этого пигмента.

Когда УФ лучи попадают в клетки кожи, они вызывают активацию двух ферментов, приводящих меланин в возбуждённое состояние. В течение нескольких часов после этого, даже если клетки находятся в темноте, энергия возбуждённого меланина может продолжать наносит повреждения ДНК.

После того как учёные подвергали клетки кожи воздействию ультрафиолета, повреждение ДНК продолжалось более трёх часов.

Специалисты пришли к заключению, что меланин защищает от рака, но также может обладать канцерогенным свойством. Это открытие может привести к появлению новых средств защиты от солнечных ожогов и рака кожи, которые будут применяться после пребывания на солнце и блокировать отдалённые последствия его воздействия.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) особо подчеркнула тот факт, что использование специального оборудования для получения искусственного загара (солярия) может привести к развитию рака кожи. В связи с этим, согласно рекомендации ВОЗ, лица младше 18 лет не должны пользоваться таким оборудованием. Известно, что молодые люди, получающие ожоги кожи в результате воздействия ультрафиолетовых лучей, подвергаются в дальнейшем большему риску развития меланомы, а результаты научных исследований указывают на наличие прямой связи между использованием салярия и развитием рака кожи.

Источник:
Chemiexcitation of melanin derivatives induces DNA photoproducts long after UV exposure
Science, February 2015
Vol. 347 no. 6224 pp. 842-847